Группа "Солнышко"

Детям о Виталии Бианки

 d6b3c6f30f76c2a63f94e69f3a2226f2.jpg


Виталий Бианки

Для того чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, надо самому знать об окружающем мире достаточно. Но что знаем мы, затерянные в городских лабиринтах, с трудом отличающие ясень от клена, а из птиц способные "узнать в лицо" разве что ворону, голубя и воробья? И здесь как нельзя, кстати, придутся произведения Виталия Валентиновича Бианки.

Во-первых, потому что они составляют целую, хотя и компактную, энциклопедию лесного мира.

Во-вторых, написана эта энциклопедия так, что не грех поучиться, как, собственно, следует беседовать с детьми, чтобы им все было интересно и ясно, и при этом ни на миллиметр не отступало бы от научной истины.

 Конечно, малышам вместе с родителями следует начинать не со знаменитой "Лесной газеты", а с небольших сказок-несказок В.Бианки (так сам автор называл свои произведения).

Произведения Виталия Бианки представляют богатый материал, на основе которого можно проводить систематическое знакомство детей с птицами.

Бианки Виталий Валентинович (1894 – 1959) - русский писатель. Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок.

Еще мальчишкой он проводил в лесу все свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие — на воде или под водой.

 Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.

Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих уголках Советского Союза. В своих лесных былях и сказках он ответил детям на множество вопросов, а ребятам постарше посвятил увлекательную «Лесную газету» — календарь природы нашей страны. «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Одинец» — в основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.

Герои Бианки — это не только животные, птицы и насекомые, но и их друзья — ребята. Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый» мечтает поймать какую-нибудь птичку.

На основе произведений Бианки можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но давать знания о строении, повадках, среде обитания птиц.

Наверное, все помнят детскую сказку Виталия Бианки «Чей клюв лучше», где разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор весьма прозаическим образом, скушав несчастного мухолова — зачинателя спора. На основе этой сказки можно познакомить детей среднего дошкольного возраста со строением птицы.

Обо всем этом и многом другом можно узнать из замечательных произведений В. Бианки.

 Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки, 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь, 1945 и др).

Бианки много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России, Северу.Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для детей.

В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».

 За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Одно из самых удивительных свойств книг В.В.Бианки состоит в том, что они не только, как бы это сказать, расширяют кругозор. Нет. Они учат смотреть, видеть и понимать. Они уводят за собой в лес, в поле, даже на болото. И если вы поддадитесь этому искушению, и подарите себе пусть маленькое (пока) лесное путешествие, то это сможет стать самым главным открытием для вашего ребенка.

Что можно почитать детям из произведений В.Бианки

  1. " Лесные домишки" 

  2. "Лис и мышонок"

  3.  "Мишка-башка: Рассказы и сказки" 

  4.  "Мышонок Пик" 

  5. "Чей нос лучше?"

6.«Чьи это ноги?»

7. «Кто чем поет?»

8.«Одинец» 

3 февраля 2014 в 19:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.